Начата работа Театральной Лаборатории в БДТ

Автор
Анна Самсонова

22 апреля в Балашовском драматическом театре начала работу Театральная Лаборатория по современной драматургии, которую проводит Государственный театр наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Поддержка театров малых городов России традиционно входит в круг приоритетных задач Государственного Театра Наций под руководством народного артиста России Евгения Миронова. На сегодняшний день почти треть всех профессиональных театров   России находится в малых городах, не областных центрах. Реализация мероприятий по поддержке театров направлена на решение одной из важнейших задач государственной культурной политики – культурной децентрализации и обеспечение равного доступа к культуре для всех россиян. Одним из таких мероприятий является совместная программа Министерства культуры РФ и Государственного Театра Наций в рамках которой, Театр Наций, помимо Фестиваля театров малых городов России, проводит выездные творческие Лаборатории по современной драматургии с участием режиссеров, педагогов, критиков. Эскизы спектаклей, созданных в рамках Лабораторий, при дальнейшей доработке пополняют репертуар театров.

Организаторы Лаборатории Государственного Театра Наций: Олег Лоевский, арт-директор Лаборатории, театральный критик; Елена Носова – куратор театральных проектов Государственного Театра Наций, помощник художественного руководителя.

Лаборатория — «живой» проект, гибкая и подвижная структура, динамично откликающаяся на насущные потребности времени. В этом году местом проведения Лаборатории стал Балашовский драматический театр: в ходе подготовительного периода театром уже отобраны три пьесы современных авторов.  На основе этих драматургических произведений с актерами труппы создадут эскизы спектаклей режиссеры: Михаил Заец, главный режиссер Ростовского-на-Дону академического молодежного театра/ Мики Миллюахо «Хаос. Женщины на грани нервного срыва»; Юрий Печенежский, Москва / Исаак Башевис Зингер, Ив Фридман «Тойбеле и ее демон»; Алексей Логачев, главный режиссер Саратовского академического театра юного зрителя им. Ю.П. Киселёва / Братья Пресняковы  «Конек-горбунок»/.

 

В работе Лаборатории принимают участие: Батраз Засеев /Москва/  —  преподаватель кафедры пластической выразительности актера театрального института им Бориса Щукина, также является педагогом Школы — студии МХАТ и РГСАИ; Егор Архипов / Санкт-Петербург/ — преподаватель кафедры сценической речи РГИСИ /бывшая СПбГАТИ/; Елена Груева /Москва/ — театральный критик, член Международной ассоциации театральных критиков при ЮНЕСКО и Ассоциации театральных критиков России.

Эскизы спектаклей будут представлены на суд зрителей, которым будет предложено принять участие в обсуждении показанных работ, а затем голосованием определить их дальнейшую судьбу, выбрав один из двух вариантов: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон».

Похожие записи:

Комментарии к записи " Начата работа Театральной Лаборатории в БДТ"

Посмотреть последние комментарии
  1. Состоялись показы трех эскизов спектаклей на балашовской сцене (точнее, на балашовских сценах – оказывается, не просто «весь мир – театр», но и весь театр – сцена, если за дело берутся мастера). Краткие (понимаю, что отнюдь не бесспорные) соображения о каждом из трех показов.

    1. «Хаос. Женщины на грани…» Динамичный характер действия не давал зрителям расслабиться; Т. Болотникова, Е. Клягина и Ю. Бакланова поражали способностью к неожиданным перевоплощениям. Спектакль будет иметь несомненный успех. Подумать нужно вот о чем. Выразительность образов достигается, среди прочего, и с помощью мимики, которой наши актрисы владеют виртуозно, но которая с большой сцены будет видна только партеру. Кроме того, отлично смотрится прием пространственного разделения: зона действия условно отделена от зоны рефлексии героинь (микрофон), максимально близкой к зрителю. При большом зале эта разница расстояний может потеряться. Возможно, постановка требует маленького зала.

    2. «Тойбеле и её демон». Впечатления двойственные. С одной стороны: ай да наши актеры, какие молодцы! С другой стороны: режиссёрское прочтение пьесы мне не близко и кажется (опять же мне) односторонним. Почти пропал национальный контекст, но вне еврейской народной культуры (особенно через восприятие христианина) история становится чудовищной. А ведь она писалась не как страшилка, начало действия сильно напоминает плутовской роман, здесь отчетливо слышны отголоски «Декамерона». Несмотря на интерес Алхолона к каббале, он не собирался всерьез перевоплощаться в демона и служить силам зла – он просто задумал плутовство, розыгрыш с целью (вполне логичной для местечкового балбеса) обманом овладеть понравившейся женщиной. Невинная привычка Тойбеле жить в мире литературных грёз, задуманный как озорство обман Алхолона, беззлобное по своей сути желание Менаши помочь другу сплутовать – всё это приводит к трагическому исходу, но в конце, в итоге. Динамика пьесы – это движение от легкомысленного начала к печальному концу. Этого в постановке нет. Скомканным получился и образ раввина (да, понятно, эскиз) – и совсем нелогичным в контексте режиссёрской концепции. Если спектакль принципиально лишен легкого комического начала, то недотепа священник (который в конце вдруг становится мудрым и добрым) выглядит чужеродным телом.
    Не понравились некоторые решения: эпизоды без действия излишне затянуты, слишком долго актриса вращается в подвешенном состоянии с запрокинутой и опущенной вниз головой (эта сцена не дает ощущения невесомости, но внушает тревогу за здоровье девушки).
    Проголосовала за «продолжить работу», потому что хочется, чтобы Е. Самусева и В. Мартынов это всё доиграли, сделано много и хорошо, бросать жалко. Но и сейчас не уверена, что проголосовала правильно. С удовольствием посмотрела бы эту пьесу, например, в постановке В. Н. Попова – с ярким национальным колоритом, с еврейскими танцами и песнями, с тем переходом от веселого к трагическому, который так убедительно получается в его работах (вспомним «Вожака»). Подозреваю, что рекомендуя на главную роль В. Мартынова, Владимир Николаевич рассчитывал на его способность создать этот меняющийся, сложный, развивающийся характер. Актер всё это может, но трактовка Ю.Печенежского, боюсь, такого не предполагает.

    3. «Конек-горбунок». Режиссёру большой респект! Спектакль неожиданный, весёлый, молодёжный, хулиганский, очень необходимый балашовскому зрителю. Думаю, 12+ (для более мелкой публики нужны традиционные «сказочные» костюмы и другой финал). Костюмы и реквизит надо сохранить в таком же виде. Очень понравилась идея использовать возможности «окружающей среды». Корону тоже можно клеить на глазах у зрителей. Солнце и луна (реквизит, а не Кирилл) выпадают из общей концепции «hand made» – можно придумать что-нибудь более «рукодельное». При показе спектакля «на выезде» можно также предусмотреть использование каких-нибудь элементов декора и оборудования принимающей стороны – вызовет у публики восторг. Коньку-горбунку надо придумать какое-нибудь техническое устройство, чтобы можно было горб сдувать и вновь надувать.
    Брошенная зрителям реплика «Расселись тут…» намекает на возможность интерактива (А там уже видятся гастроли по курортным городам…).

    А вообще, эти эскизы очень достойно представили наш театр. Успехов ему!

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля


Яндекс цитирования