История Балашовского театра. Г. Н. Пахомов

Автор
Денис Майданюк

От составителя:

17 октября 1988года Балашовскому драматическому театру Саратовской области исполнилось семьдесят лет.  Его история подобна историям сотен театров страны, рожденных Великой Октябрьской Социалистической революцией.
Полувековой путь актера на сцене городского драматического театра -явление редкое. Надо быть преданным своей профессии, сыграть сотни ролей и не терять уважение зрителей. Я благодарен своей счастливой судьбе провинциального актера.
Выполняя наказ своих избирателей осветить пути становления и развития  Балашовского городского драматического театра, на сцене которого, в качестве актера, работал много лет, я с волнением приступил к составлению его истории.

Приношу сердечную благодарность работникам госархива: Полякову Юрию Владимировичу, Наумову Николаю Андреевичу, Астахову Василию Трофимовичу,  Танонину Валентину Васильевичу, Постновой Нине Павловне, Масленниковой Любови Николаевне и одному из  основателей Балашовского театра  Ахвледиани Капитолине Васильевне, а также всем друзьям,  оказавшим мне помощь в этой работе.
Особую благодарность выражаю моему консультанту и литературному наставнику Владимиру Серафимовичу Вахрушеву —  доктору филологических наук, профессору Балашовского пединститута.

Введение.

История не позволяет нам улучшать или ухудшать ее. Какие бы смутные времена не обрушивались на нас, она обязана отражать только объективную правду.  Так как я описываю историю  городского драматического театра, то надо знать, что жизнь его проходила и, как  могла, отражала жизнь своей страны. «Искусство принадлежит народу” — так сказал В.И.Ленин, а буревестник революции М.Горький определил, что наша литература и искусство «утверждают бытие, как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие индивидуальных способностей человека…”
Много театров в стране   хороших и разных, больших и малых — тех, о которых мало говорят и мало пишут.  Рабочей площадкой таких театров бывают не только стационары ( да и не каждый их имеет), а чаще —  далекие колхозные клубы и дома культуры, а иногда просто цех, гараж, ток, колхозная улица, поляна, красный уголок, школа, амбар….  Такие театры проникают во все забытые уголки огромной страны, обслуживают и просвещают народ.
Люди черпают духовное богатство от пьес современной и классической драматургии. И в мирные годы, и в годы войны эти театры выполняют  свой долг перед Родиной живым жгучим словом.
И если большие и академические театры — лицо советского искусства, то сотни городских — его плечи, поднимающие зрительскую целину.
Одним из таких театров и является наш Балашовский городской драматический театр Саратовской области.

Из прошлого.

По преданию, на землях, где раскинулся нынешний город, поселился беглый крестьянин Балаш. Именем этим стало называться и возникшее здесь поселение, а впоследствии село.
7 ноября 1780 года царским указом дворцовое село Балашово было преобразовано в уездный город Балашов.
Тогда в нем было 50-60 дворов. В 1838 году в городе насчитывалось уже 239 домов, более двух тысяч жителей, а в 1910 уже 22,5 тысячи.
В этот период начала развиваться промышленность города. Было построено: три  мельницы, два кирпичных завода, шесть хлебных и несколько других амбаров, склады для нефти, керосина и других товаров, железнодорожное хранилище и элеватор, а в 1914 году —  маслозавод с горчичным отделением.
До революции Балашов был типичным захолустьем царской России. Он был крайне отсталым, поражая бедностью и тяжелыми условиями жизни, так называемых, «низов» общества. Лишь дворянство и купечество вело беспечную жизнь. Любимым развлечением купечества были кулачные бои. Подпоив бедноту одного квартала, они натравливали её на бедноту другого и любовались побоищем.
Все просвещение города опиралось на духовное училище, мужскую и женскую гимназии да две церковно-приходские школы. Для медицинского обслуживания существовала лишь одна амбулатория с одним врачом, фельдшером и тремя санитарками. Культурным центром города были синематограф «Иллюзион» и, так называемый, Народный дом, построенный в 1905 году под коммерческий клуб, где проводились   собрания дворянства и купечества, спектакли и концерты гастролеров, балы  и танцевальные вечера. Народному дому принадлежал и городской сад с летним театром и специальными постройками для игр в лото, бильярд и других увеселений. Ныне это городской сад по ул. Володарского.
Благоустройство города проводилось, в основном, для привилегированной части жителей. В городе было семь церквей, одиннадцать трактиров, шесть питейных заведений.
Каторжные условия труда, болезни   и эпидемии приводили к большой смертности  населения. Такова была суть Балашовской дореволюционной  действительности.

Любительские  кружки.

На фоне жестокого социального гнета, удвоенного тяготами войны, в 1915 году в городе возникают любительские кружки: «Искусство»  и «Драматический». Организаторами их были: супруги Капитолина Васильевна и Николай Нестерович Ахвледиани, П.Н. Трапезников, Н.Н.Никольский, Н.Б. Кайсаров — представители демократической интеллигенции города. “Любители” ставили целые спектакли, такие как «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Горькая судьбина» — А.Ф. Писемского, «Чародейка» — И.В. Шпажинского, «Ведьма» — В.О. Трахтенберга и другие. Они ставили и играли свои спектакли там, где придется, и даже в базарном пустующем амбаре, который  “любители” прозвали «Крысятником» — эти бесплатные постановки пользовались популярностью и хотя бы немного освещали тьму захолустной жизни.

Рождение театра.

19 ноября 1917 года в здании Нардома была провозглашена Советская власть в городе и уезде. Кануло в прошлое коммерческое назначение Нардома.  Он стал действительно Народным домом и поступил в ведение Школьного Отдела Исполнительного комитета Балашовского Совета Рабоче-крестьянских и солдатских депутатов. Октябрьская Социалистическая революция открыла народу пути к культуре и просвещению.
Любительским кружкам было предоставлено законное право выступать на сцене зимнего и летнего театров. 1918 год. Гражданская война. Ее фронт проходил по южной границе Балашовского уезда. Белоказаки генерала Краснова угрожали железной дороге Балашов — Камышин. Рабочие и крестьяне, только что рожденная Красная Армия, героически отражали натиск контрреволюции. И вот в эти грозные  дни Исполком Балашовского Совета и Политпросвет приступили к организации на базе любительских кружков общенародного театра с профессиональной труппой. Создание театра для народа — рабочих и крестьян, явилось одним из завоеваний Октября. В Балашовском Уезде развернулось движение масс за овладение грамотой и культурой. Множились и развивались очаги культуры как в городе, так и в деревне.
В суровую зиму 1918-1919 года, когда в город прибыл штаб Южного фронта во главе с членом реввоенсовета Н.И. Подвойским, в разгар гражданской войны, охватившей Балашовский уезд, в селах и деревнях уезда насчитывалось 69 активно действующих музыкально-драматических кружков. Их организаторами и наиболее активными участниками были партийные и советские руководители, активисты. Городу нужен был театр, как распространитель Знания, Культуры. Мало было книг, да к тому же большая часть населения была неграмотной. Кино, в первые годы Советской власти, стояло на низком уровне, фильмов было мало. В этих условиях театр, обладавший опытом, богатый традициями русского искусства, должен был играть особую роль.
После необходимого ремонта зимнего помещения Нардома, приобретения театральной литературы, парикмахерских принадлежностей   и оборудования сцены (к осени 1918года), была закончена организация профессиональной труппы из двадцати двух человек, из которых девятнадцать были платными. Для постановки дела на прочную основу была создана театральная коллегия из заведующих Подотделом Искусств  при Исполкоме театральной секции, режиссеров, рецензента и двух представителей Народного театра. Театральную коллегию, которая  выработала правила внутреннего распорядка, возглавил Н.Б. Кайсаров — человек, сыгравший большую роль в создании театра. Он писал: « Теперь театр является достоянием не избранных, теперь искусство не для богатых, а общее достояние населения. Если раньше праздная пресыщенная толпа снисходила к театру и говорила, что лучше какой-нибудь театр, чем никакой, то теперь другая публика скажет: «Дайте театр или не  давайте ничего».
Вот некоторые пункты из правил:
От артистов требуется знание роли на третий день (включая считку) репетиции.
1) Незнание роли на третий день репетиции влечет за собой штраф в размере трехдневного жалования.
2) Незнание роли на спектакле влечет за собой штраф в размере пятидневного жалования.
3) Необходима аккуратная явка на репетиции и спектакли.
4) Опоздание на репетиции сверх пятнадцати минут влечет за собою штраф в размере двухдневного жалования.
5) Неявка на репетицию без предупреждения и уважительных причин влечет за собою штраф в размере семидневного жалования.
6) До окончания спектакля участвующие в нем не могут присутствовать в зрительном зале. За нарушение сего взыскивается штраф в размере трехдневного жалования.
7) Участие в посторонних спектаклях, концертах и вечерах допускается только с разрешения Театральной коллегии.
8) Начало службы считается с первой репетиции.
После испытания в труппу приняли пятнадцать человек  статистов и начались репетиции.
17 октября 1918 года в зимнем помещении Нардома (драмтеатра) спектаклем «Власть тьмы» Л.Н.Толстого  в постановке режиссера   Н.Н. Никольского  в Балашове был открыт первый театральный сезон. Этот день и стал днем рождения Балашовского профессионального городского драматического театра.

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля


Яндекс цитирования