Историческая справка. Как начинался БДТ

Автор
Денис Майданюк

Основные даты и события Балашовского Драматического Театра.

Балашовский драматический театр был организован в 1918 году. Первый сезон был открыт спектаклем «Власть тьмы»  по пьесе Л. Толстого, в постановке режиссера Н.Н. Никольского. Творческая жизнь театра развивалась бурно: за год было показано свыше 20 премьер, среди них были «Ревизор» Гоголя, «Лес» Островского, «На дне» Горького. За сезон 1921-1922 года было показано до 80 новых постановок. В 1934 году Балашовский драматический был преобразован в первый Межрайонный колхозно-совхозный театр, круглый год он обслуживал сельского зрителя. Актерам и персоналу выдавались  тулупы, валенки и складные топчаны.

В 1935 году Балашовский драмтеатр под руководством Е.А. Токмакова  участвовал  в Республиканском смотре колхозно-совхозных театров России, где занял второе место.
В 1937 г. театр вновь становится городским, но гастрольно-выездной деятельности не прекращает.
В 1948 его снимают с государственной дотации и переводят на полный хозрасчет.
С 1954г. по 1957г. в связи с созданием Балашовской области, театр становится областным. Увеличиваются штаты и дотации, улучшается материально – техническое обеспечение. В репертуаре выделяются такие постановки, как «Мещане» М.Горького, «Поздняя любовь» А. Островского, «Мачеха» О. Бальзака, а спектакль «Вишневый сад» был признан лучшим и рекомендован для показа на юбилее А.П. Чехова в Москве.

В 60-80 годы состав труппы стабилизировался и вырос. Одним из первых в стране театр ставит пьесы «Камень на дороге» Д. Медведенко, «Порок», «Свалку»  Дударева, «Тепло земли» В. Космачевского.
К началу 90 годов перед коллективом встала проблема  — старело здание театра. Власти деньги выделяли, ремонты проводились, но ситуация не улучшалась, и в 1989 году здание было разрушено. После нескольких лет скитаний труппе театра выделили помещение, расположенное по улице Ленина 51, которое является пристройкой к жилому дому площадью 370 кв.м. В прошлом году театр остался и без гаражей (теперь транспорт наш стоит под открытым небом),  и отдельного здания мастерских (т.к. их бывшее здание было продано, а мастерским было предоставлено помещение на первом этаже жилого дома площадью 120 кв.м.).

 За годы работы театра было поставлено более 700 спектаклей по пьесам русских и зарубежных авторов, классического и современного репертуара. В разные годы здесь работали более 40 актеров, режиссеров, имеющих звания «Народный артист СССР», «Народный артист РСФСР», «Заслуженный артист РСФСР», «Заслуженный работник культуры РСФСР». Среди них: В.С. Спелов, А.Т. Борисова, Н.Я. Юхневич, Н.Я. Никитина, Б. Андреев, Корнюков, Киселев и др.

В 90-е годы здание театра признается аварийным. Попытка сделать капитальный ремонт привела к серьезным техническим осложнениям, найти грамотного специалиста не удалось. Наверное, можно было спасти, сохранить историческое сооружение, имевшее статус неприкосновенности, значившееся в Федеральном реестре памятников истории культуры, но чиновники не нашли другого решения, как его разрушить. Взамен утраченного, после многих переездов, коллектив получил маленькое, совершенно не приспособленное для театра помещение, пристройку к жилому дому, где работает и до сих пор.

В 1999 году коллектив принимает участие в областном театральном фестивале «Золотой Арлекин» со спектаклем «Сирена и Виктория» по пьесе А. Галина  в постановке В. Кириллова. Ведущая артистка театра  Г.А. Родионова в номинации «За лучшую женскую роль первого плана» получает первое место.

Театр подчас оставался без режиссера. Так складывались обстоятельства. Но в 2002 году сюда в качестве главного режиссера приезжает  Владимир Николаевич Попов, в итоге ставший худруком коллектива, который с первых дней взбудоражил коллектив своей работоспособностью, напором. За короткое время ему удалось активизировать работу, в репертуаре появились свежие  интересные спектакли,  начался подбор молодежи в театральную студию для решения кадровой проблемы.

  В 2003 при Балашовском музыкальном училище открывается театральное отделение. Таким образом был решен кадровый вопрос, и летом 2008 года состоялся первый выпуск талантливых артистов, которые  уже смогли зарекомендовать себя участием в многочисленных спектаклях, театральных фестивалях и конкурсах. Их талант был высоко оценен критиками.

Указом президента РФ В.В. Путина в 2008 году В.Н. Попову, художественному руководителю Балашовского драматического театра, было присвоено почетное звание Заслуженный артист РФ. За десятилетие работы в Балашовском драматическом театре им было поставлено более 60 спектаклей.

  В 2009 театр участвовал в V-м Всероссийском фестивале »Туроверовские чтения», посвященном 110-летию поэта Н. Туроверова со спектаклем «Двадцатый год – прощай, Россия», где артистами театра было получено 6 дипломов лауреатов, и медалью Боевое братство» был награжден Заслуженный артист РФ В.Н. Попов; принимал  участие в 3-ем Межрегиональном конкурсе актерской песни им. К.  Шульженко, проходящем в г. Челябинске (дипломы II и III степени);  участвовал в Театральном форуме, проводившемся в Нижнем Новгороде. Летом этого же года были проведены Театральные ассамблеи Заслуженного артиста РФ, художественного руководителя театра В.Н. Попова, проходившие в музее-усадьбе С.В. Рахманинова «Ивановка» Тамбовской области, во время которых силами театра и музея был проведен I-й Всероссийский фестиваль актерской песни «Хрустальная сирень». Также в 2009  году театр принял  участие в литературно-театральном фестивале «XVIII Крымские международные Шмелевские чтения» со спектаклями «Думать о счастье» и «Двадцатый год – прощай, Россия» и стал лауреатом конкурса.

   В 2010 году представители коллектива участвовали  в проводимом в г.Москва фестивале «Территория. Берлин-Москва».

    За 95 лет  в труппе театра работали многие маститые и начинающие режиссеры и актёры, среди которых  было немало Народных и Заслуженных артистов России и других союзных и автономных республик.  Балашовский зритель до сих пор помнит своих любимых актёров таких, как  А. Каратаев, А.Самарина,  Г. Пахомов,  А. Киселёв, Л. Анчарова, И. Раздольская, А. Белокобыльский и др. 

   Сегодняшний творческий коллектив, состоящий из людей, самоотверженно любящих свою профессию, продолжает бережно хранить лучшие традиции русской театральной школы. Здесь очень уважают классику, и поэтому в афише Вы найдете «Пир во время чумы»,  «Моцарта и Сальери» А. Пушкина, «Праздничный сон — до обеда» и «»За чем пойдешь, то и найдешь» А. Островского, «Юбилей» и «Предложение» А. Чехова, «Женитьбу Фигаро», «Самоубийцу» Н. Эрдмана, «Странную миссис Сэвидж» Д. Патрика и др. Также много ставится спектаклей для юного зрителя, таких как «Принцесса и свинопас» Г. Андерсена, «Кыцык и Мыцык» Ю. Чеповецкого, «Как Настенька чуть кикиморой не стала» И. Илюхова и др. В театре любят экспериментировать: однажды решили попробовать поработать с куклами, потому как детям было бы интересно увидеть и такие постановки, и появилась «Старинная французская сказка» А. Самсоновой, «Прыгающая принцесса» В. Дворского и др.

   Небольшие театральный зал и сцена, на которой артист находится подчас на расстоянии вытянутой руки от зрителя, диктуют свои правила: нельзя использовать много декораций и загромождать ими сценическое пространство, нельзя повторять рисунок мизансцен, нельзя использовать один костюм в нескольких спектаклях — зритель замечает все. Он, конечно, поймет и простит… Но в Балашовском драматическом не принято разочаровывать своего зрителя.  Поэтому каждая новая постановка — это вызов, вызов режиссеру, актеру, художнику, хореографу, швее, в общем, всем, кто тем или иным образом вкладывает свой труд в рождение спектакля.

   Самые сложные задачи в театре, конечно, у его художественного руководителя  Заслуженного артиста РФ Владимира Попова и артистической труппы. Труппа невелика, провинция  — не столица, с этим ничего не поделаешь, поэтому ребята иногда играют по две роли в одной постановке и чаще всего заняты в каждом, по крайней мере, взрослом спектакле. И тут важнейшее дело — не повториться, отбить одну роль от другой.

   У Владимира Николаевича по поводу  амплуа принцип такой: героем можешь ты не быть, но, коль судьба, сыграть обязан. В «Женитьбе Бальзаминова» Сваху режиссер видел этакой руки в боки, мужиковатой бой-бабой с неудавшейся женской судьбой.  Подобной женщины в труппе театра нет, и  роль досталась Денису Майданюку. И это была несомненная удача! В чеховском «Медведе» двадцатисемилетнему Сергею Кузьминцеву худрук предложил ради эксперимента сыграть престарелого слугу Луку и не промахнулся и в этом случае: никто из зрителей Сергея просто не узнал, все волновались, откуда в театре взялся артист такого почтенного возраста.

    Сейчас начинается работа над постановкой для взрослых «Лизистратой» Л. Филатова. Текст довольно откровенен, и здесь важно пройти по грани, чтоб не свалиться в пошлость. И это тоже эксперимент для коллектива, потому как, современные пьесы типа новой драмы  здесь не приветствуются. У спорной филатовской пьесы есть ряд привлекательных достоинств: хороший язык, юмор и, несмотря на ее, как многие говорят, «аморальность», наличие смысла. Также в планах постановка «Щелкунчика» для детей и проведение осенью фестиваля актерской песни собственными силами. Подобный опыт уже был поставлен театром в усадьбе Рахманинова «Ивановка».

 

Похожие записи:

Оставьте свой комментарий!

* Обязательные для заполнения поля


Яндекс цитирования